АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ(Страница: 15)

Страница: 
15

АВАРИЙНОСТЬ И ТРАВМАТИЗМ читать Характерные неисправности и повреждения башенных кранов 15

Опасными повреждениями являются перетирания и обрывы грузовых, стреловых и вантовых канатов. Перетирание каната происходит по причине неправильной запасовки. В этом случае во время работы крана канаты касаются как друг друга, так и металлоконструкции, канаты перетираются, когда делается попытка поднять груз при закрученном канате. Чаще всего наблюдается закручивание грузового каната при однократной запасовке или при большой длине крюковой подвески. Это обычно происходит из-за того, что канат неправильно разматывали из бухтывовремя егозапасовки на блоках, а также при большой жесткости каната или жестком закреплении конца каната в клиновой втулке на крюковой подвеске. По причине выхода из ручьев блоков могут произойти перетирание каната об острые края металлоконструкций, обрыв и падение груза или стрелы; канат может выходить из ручьев блоков из-за того, что отогнулись ограждения, канат косо натянут по отношению к блоку. В этом случае канат, заклиниваясь между ребордой и ограждением, отгибает его. Перетирание грузовогоканата (или стрелового) может произойти при спадании его с барабана лебедок по причине малой высоты реборды или увеличенной длины канатов.

Обрывы проволок, прядей и каната в целом вызваны рядом причин: естественным износом каната, преждевременным износом из-за отсутствия смазки, перегрузкой каната при работе, механическими и коррозионными повреждениями, некачественным закреплением каната или ненадежностью крепежных деталей.

При работе крана наблюдаются случаи вырыва (вытаскивания) конца каната или креплений по причине неправильного монтажа его во время замены каната. Иногда ремонтный персонал неправильно закрепляет конец каната в клиновой втулке, что приводит к вырыву конца каната или быстрому повреждению и разрыву в месте выхода каната из клинового зажима.

Разработка болтовых соединений (крепления канатов, лебедок, секций стрел, гуськов, опорно-поворотного устройства и т.п.) ухудшает условия работы болтов. Передача нагрузок на болтовые соединения при этом сопровождается толчками и ударами. Этот вид повреждений представляет большую опасность для прочности как самих болтовых соединений, так и всего крана в целом. Болтовые соединения разрабатываются, как правило, из-за того, что во время эксплуатации крана своевременно не подтягивают гайки и не устанавливают стопорные устройства.

Погнутости поясов и раскосов встречаются в решетчатых конструкциях стрел и гуськов кранов, а в телескопических стрелах бывают вмятины и погнутости. Эти повреждения чаще всего возникают при небрежном обращении с металлоконструкциями во время перевозки и монтажа крана или от удара о встречающиеся предметы при повороте или подъеме и опускании. Изгиб металлоконструкций стрелы автомобильных кранов чаще всего происходит из-за нарушений инструкций при установке крана в походное (транспортное) положение.

Повреждения (износ ручья и реборд) блоков возникают, если заедают подшипники блока или косо натянут канат. Когда подшипники плохо смазаны и их заклинивает, канат скользит по блоку, что в условиях абразивной среды (пыль, песок) приводит к быстрой выработке ручья или реборд блока. Особенно быстро вырабатываются блоки при малом угле охвата их канатом, так как сила давления каната оказывается недостаточной для вращения блока. При косом направлении каната происходит односторонний износ боковой поверхности реборд блоков.